Анализ пригодности



Анализ пригодности

Анализ пригодности (а также: анализ вопросов или анализ заданий) помогает подбирать вопросы (задания) для тестов. При помощи разнообразных критериев а результате такого такой анализа устанавливается, какие задания подходят для определённого теста, а какие нет.

Для этой цели некоторой совокупности (выборке) респондентов предлагают предварительный вариант теста со всеми предполагаемыми заданиями и проводят анализ этих заданий. При помощи этого анализа исключают неподходящие задания, а оставшиеся включают в итоговую форму теста. Тест составленный таким образом должен рассматриваться не как статистический проверочный метод (к примеру, t-тест или U-тест), а как метод исследования личностных признаков.

Более подробную информацию о построении и анализе тестов Вы сможете найти в книге Линерта (Lienert) (см. список литературы). Линерт подразделяет тесты в зависимости от вида исследуемого личностного признака, а именно выделяются тест уровня образованности, тест способностей и личностный тест. Тестовое задание состоит преимущественно из двух частей: проблемы или вопроса и варианта решения проблемы или ответа.

Следует понимать разницу между заданиями, для которых считается правильным только один ответ, а другие — неправильными, и заданиями со ступенчатым ответом. Примерами пунктов, построенными по принципу верно — не верно могут служить следующие пункты:

  • Покупаете ли вы дорогую одежду (да — нет)?

  • Является ли кит представителем семейства млекопитающих (верно — неверно)? Возможны также и задания с множественными ответами:

  • Кем по национальности был Альфред Нобель (немец — швейцарец — швед — австриец — датчанин)?

Задания со ступенчатым вариантом ответа построены иначе. Исследуемый личностный признак оценивается не при помощи ответа верно — не верно, а при помощи ответов, указывающих на силу проявления признака, к примеру:

  • Я теряю самообладание (никогда — редко — иногда — часто).

Для оценки таких ответов каждому варианту ответа присваивается некоторый количественный показатель (как правило, 1, 2, 3 ...).






Содержание раздела